Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность - обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Целостность - обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Доступность - обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Информационное пространство мы разделили на три составляющие:
1)Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
2)Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
3)Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
Пространство сети интернет
1.Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
2. Договоритесь с ребенком о том, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время - чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
3. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений.
4. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо ввести имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье - делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии сообщать адрес.
5. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни, если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить взрослым.
6.Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из интернета.
7. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения и письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен об этом сообщить взрослым.
В самом начале освоения компьютера родители должны быть примером для ребенка. Они должны помочь ему создать личную компьютерную среду и научить ею пользоваться. На первых порах можно показывать ребенку семейные фотографии, играть с ним в развивающие игры, просматривать мультимедийные энциклопедии.
Если дети начинают выходить в Интернет, родителям нужно садиться рядом с ними и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали взрослые. Ознакомьте Ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет Вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед.
Средства массовой информации
Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора.
1. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей
2. Пока малыш маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
3. Возможно, наоборот, он стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть телевизор. А тем более самому выбирать, что смотреть, поскольку он может заинтересоваться вредной для него передачей. Если малыш не понял какую-то сцену, то необходимо дать ему разъяснение.
Книгоиздательская продукция
Критерии безопасности детской книги
• Санитарно-гигиеническая безопасность (они касаются размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интерва¬лов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества ти¬пографской краски, качества клея.)
• Морально-этическая безопасность (Книги (и это касается как детских, так и взрослых изданий) должны как минимум соответствовать действующему законода¬тельству. Это значит, что в них не может быть призывов к экс¬тремизму и терроризму, разжигания социальной, межнациональ¬ной и межрелигиозной розни.)
• Педагогическая безопасность (То, что написано в детской книге, запоминается на всю жизнь. Любой факт, почерпнутый в детской литературе, кажется чита-телю непреложной истиной и влияет на формирование его кар¬тины мироздания. Так что в детской и в подростковой книге не должно быть, по крайней мере, вранья в фактах, даже в тех, что кажутся самыми незначительными)
• Художественная безопасность (Речь идет о том, что и текст, и картинки в книге должны соот¬ветствовать хорошему вкусу.) Мы видим, что существуют четыре критерия безопасности детской книги, причем три из них совершенно безусловные, потому что опираются на факты, нормативы и законы, а один — очень даже условный и субъективный.
Детские безопасные сайты
Для самых маленьких. На этих сайтах дети могут производить какие-то действия вполне самостоятельно, без родителей, или с минимальной помощью.
http://morkwa.com Развивающее приложение “Буквария: Алфавит для детей!” приглашает малышей в мир букв, слов и звуков. Герои мира “Буквария” помогут ребенку легко и весело освоить алфавит, научат составлять слова и пополнят словарный запас деткам! 0–5
http://afgsm.ru/ Небольшой детский сайт с развивающими мини-играми. Действительно очень небольшой — всего несколько довольно простых игрушек. 0–5
http://tirnet.ru/ Портал не может похвастаться большим разнообразием содержимого, но здесь можно найти некоторое количество игр, мультфильмов и песен для малышей. 0–5
http://zakraski.ru/ Сайт для онлайн-раскрашивания картинок. Большая база изображений, простой интерфейс, яркий дизайн. 0–5
http://www.kindermusic.ru/ Коллекция музыки для детей. 0–5, 6–11
http://mults.info/ Каталог короткометражных мультфильмов и ссылка на каталог аудиосказок. 0–5, 6–11
http://www.playlandia.ru/ Развивающие игры для детсадовского и младшего школьного возраста. Сайт содержит кучу обучающих игр, но немного излишне ярок. 0–5, 6–11
http://minimelody.ru/ Коллекция текстов песен, аудиосказок и музыки для малышей. 0–5, 6–11
http://игрыдлядетей24.рф/ Коллекция игр разных жанров для дошколят. 0–5, 6–11
http://igraem.pro/ Коллекция игр для самых маленьких. 0–5, 6–11
http://345-games.ru/ Развлекательный портал для детсадовцев. Здесь можно найти игры для малышей от 3 лет, а также посмотреть мультфильмы и видео. 0–5, 6–11
https://iqsha.ru/ Ресурс для самостоятельного онлайн-обучения. Ведет статистику успехов, отправляет отчеты родителям. 0–5, 6–11
http://klipariki.net/ Различные видеоматериалы для малышей: мультфильмы, музыка из фильмов и т.д. 0–5, 6–11
http://www.barbariki.ru/ Сайт для поклонников «Барбариков». Здесь можно посмотреть мультики и музыкальные клипы или узнать расписание концертов. 0–5, 6–11
http://www.karusel-tv.ru/ Сайт детского телеканала «Карусель». Здесь можно посмотреть уже вышедшие передачи и мультфильмы и поиграть в игры. Сайт очень красочный, придется по вкусу как дошколятам, так и детям младшего школьного возраста. 0–5, 6–11
http://www.god-kot.ru/ Сайт анимационного мини-сериала про кота. Понравится самым маленьким пользователям. 0–5, 6–11
http://smiletv.org/ Сайт детского телеканала «Улыбка ребенка». Большая коллекция передач и мультфильмов для детей разного возраста. 0–5, 6–11
http://www.chitaikin.ru/ Коллекция книг, сказок и стихов для детей. Есть также немного игр, мультфильмов и справочной информации. 0–5, 6–11
http://www.fixiki.ru/ Сайт фиксиков. Здесь можно участвовать в конкурсах, узнавать новости о фиксиках и их мультфильмах, а также смотреть их. 0–5, 6–11
http://rebzi.ru/ Игры для самых маленьких, которыми, судя по сообщениям на странице, интересуются и младшие школьники. 0–5, 6–11
http://www.igraemsa.ru/ Каталог игр для самых маленьких 0–5, 6–11
http://flyani.ru/ Ресурс благотворительного мультфильма. На самом деле мультфильмов два: один для дошколят, другой для младших школьников. 0–5, 6–11
http://ladushki.ru/ Развлекательно-познавательный сайт для малышей. Содержит простые обучающие игры и мультфильмы, позволяющие изучить счет и чтение и немного порисовать. 0–5, 6–11, Родители
http://www.bedtimestoriescollection.com/ Чудесный сайт как для обучения чтению, так и для чтения с родителями. Книжки представлены в виде набора переключающихся картинок с субтитрами и звучащим закадровым голосом — можно читать самим или слушать диктора. Книг много, и их подбор, весьма нестандартен. 0–5, 6–11, Родители
http://www.brixbrum.ru/ Детский портал для родителей или тех, кто уже умеет читать. Раздел для самых маленьких найти сложно, но, возможно, дети, любящие творчество, заинтересуются содержанием. 0–5, 6–11, Родители
http://fantik-bantik.ru/ Ресурс, который будет интересен детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителям. Здесь можно найти различные занятия и задания для того, чтобы выполнить их в офлайне. 0–5, 6–11, Родители
http://igrymalysham.ru/ Сайт, в основном представляющий собой коллекцию игр для малышей, но имеющий также раздел для родителей. 0–5, 6–11, Родители
http://www.deti.fm/ Страничка детского радио, где можно узнавать новости и слушать эфир. 0–5, 6–11, Родители
http://lukoshko.net/ Электронная библиотека, разделенная на несколько разделов. Будет интересна для родителей самых маленьких и для детей постарше. Набор авторов и произведений довольно традиционный. 0–5, 6–11, Родители
http://tikwa.ru/ Сайт содержит массу интересного для детей от 2 лет и до начального школьного возраста. Кроме того, имеет целый ряд статей для родителей о здоровье и воспитании малышей. 0–5,
6–11, Родители