Цель: систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А.
Задачи:
- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.
- Закрепление понятия «гласный звук».
- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.
- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей.
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I. Организационный момент Самая первая, самая важная |
. (А)
|
II. Основная часть занятия: знакомство с новым материалом.
|
|
1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками. Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать, что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов. Словарный материал: антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин. 2. Артикуляция и характеристика звука [А]. Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу», читает стихотворение: Широко рот открываем Куклу ласково качаем: «А-А-А-А-А-А». Логопед даёт обобщающее понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному). Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг. 3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков)». 4. Дидактическая игра «Будь внимателен». Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А]. Словарный материал: аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус. 5. Дидактическая игра «Весёлый поезд». В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний). 6. Физкультминутка Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту: Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать! 7. Дидактическая игра «Живые звуки». Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А], [У]. Логопед произносит слог АУ. 8. Знакомство с буквой А. Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают её. Логопед читает стихотворение про букву А: «Вот два столба наискосок, Между ними поясок.»
|
Дети произносят звук [А] сначала хором, а затем индивидуально с разной силой голоса. Работа детей с индивидуальными зеркалами: смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.
Услышав гласный звук А, дети поднимают символ звука [А].
Дети отвечают на вопросы: - Сколько звуков вы услышали? - Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук? К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А], [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог. Далее дети выполняют задания: - определяют на что похожа буква А, - считают количество элементов её составляющих, - прописывают букву А в воздухе, - выкладывают букву А из счётных палочек, - обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,
|
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
|
|
Логопед подводит итог занятия:
|
- дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились, дают характеристику звука [А]. - дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.
|