МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №16 Г.КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Проект
«Влияние театра на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника с подтвержденным диагнозом ОВЗ»
Автор проекта:
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска»
Бочарова Анна Николаевна
2019
«Влияние театра на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
с подтвержденным диагнозом ОВЗ»
Оглавление
-
Список литературы………………………………………………………………………..3
-
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки……...…...4
-
Сроки, цель и задачи проекта.……………………………………………………………6
-
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта……………………………….7
-
Формы и методы реализации проекта……………………………………………….…..8
-
Методы работы …………………………………………………………………….…..….8
-
-
Этапы работы над проектом……………………………………………………….….….9
-
Оценка результатов данного проекта…………………………………………….….….11
1.Список литературы
1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.
2. Некрасова Л.М. «Театральная культура» Рекомендовано Министерством образования и науки Р.Ф Москва «Просвещение», 2005 г
3. Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. «Школа творчества» М.: ВЦХТ, 1998 г. Рекомендовано отделом дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
4. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 г. Допущено Министерством образования и науки Р.Ф. в качестве учебно-методического пособия.
5. Чистякова М. И. «Психогимнастика» Москва Просвещение 1990 г.
6. «Я вхожу в мир искусств» Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей - М,: ВЦХТ, 2000 г.
7. Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу» ЛИНКА - ПРЕСС, 1999 г.
8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе» М.: Школьная пресса 2000 г.
9. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М., 1991 г.
10. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» -Л.: Искусство, 1967 г.
11. Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании младших школьников» - М.: 1975 г.
12. Немировский А. «Пластическая выразительность актера» - М.: 1976год
13. «Праздники в детском саду» М.: ЛИНКА - ПРЕСС 2001 г.
14. Пикулева Н «Слово на ладошке» М.: «Просвещение» 1997 г.
15. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М. 1998 г.
16. Пименов В. А. «Театр на ладошке» Воронежский госуниверситет. 1998г.
17. Торшилова Е. М. Морозова Т. В. «Эстетические способности дошкольников, теория и диагностика» - М, 1994 г.
1.1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
Современное общество не стремиться дать детям способность чувствовать, думать и творить. Современные дети (в том числе и с отклонениями в здоровье ) знают гораздо больше, чем их сверстники в недалеком прошлом, но чаще всего они проявляют равнодушие к окружающему, их интересы ограничены, а игры однообразны, скучны. Эти дети меньше общаются, не развиваются психическое и социальное развитие личности ребенка, больше уделяют время компьютеру, который им заменяет социализацию, они смотрят на мир без удовольствия и особого интереса.
Так же есть место быть и другой немаловажной проблеме. В период психологической адаптации к школе, у ребенка с отклонениями в здоровье возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У подобных детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Сама природа ребенка дает возможность развернуть театр, как уникальную развивающую модель. Ребенок приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог. В разные времена театральные действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Наш проект позволяет нам раскрыть позволяет способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое расширяет и обогащает его. Наши дети начинают чувствовать, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Они учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Сверхзадача предлагаемой модели развития творческих способностей детей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой и опорой от социальных и межличностных противостояний.
Что такое театр для детей с отклонениями в здоровье? Это жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Мы подобрали в наш театральный коллектив, детей которые помогут ребенку с ОВЗ эмоциональную защиту и психологический комфорт. Этот проект не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Поэтому театрализованная деятельность дает шанс маленькому человеку спокойно и достойно перейти от младшего школьного возраста, к более сложному среднему и старшему. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс дошкольного учреждения. Это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир вместе со сверстниками, педагогами и родителями (законными представителями), воплощая новые знания в реальные продукты.
Наблюдая за тем как дети могут раскрывать свои способности в театрализованной постановки нами был разработан проект «Влияние театра на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника с подтвержденным диагнозом ОВЗ»Так как театр, располагая большими возможностями, воздействует целым комплексом средств на развитие ребенка. Художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка—всё это вместе взятое помогает детям соприкоснуться с настоящими художественными творениями. В театре ребенок учится примерам дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Театр, как синтетический вид искусства помогает раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка, давая ему возможность адаптироваться в социальной среде. Ведь именно синтез различных видов искусств, которые объединяются в театре, помогут каждому ребенку проявить свои скрытые эмоции, творческие и интеллектуальные способности.Использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышения их профессиональной компетентности как следствии, повышения качества образовательного процесса в ДОУ
1.2. Сроки , цель и задачи проекта.
Продолжительность: 14.01.- 25.01.2019 -Краткосрочный
Участники проекта:
Автор-проекта: Учитель-логопед Бочарова А.Н
Дети дошкольного возраста, с подтвержденным диагнозом ОВЗ,
Воспитатель Чернова Л.В
Новизна и практическая ценность исследования заключается в разработке и апробации проекта, связанного с театральной деятельностью детей, с подтвержденным диагнозом ОВЗ дошкольного возраста, развитие познавательной и творческой активности, эмоционально-волевой сферы, а так же организации преемственности и взаимодействия со специализированными театральными кружками в рамках данной проектной деятельности.
Цель проекта - создание творческой, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с подтвержденным диагнозом ОВЗ, разработка и внедрение в группах старших дошкольников проектной театрализованной деятельности, с учетом интеграции разных видов областей средствами театрального искусства.
Задачи проекта:
-
Систематизировать знания детей по теме проекта, стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
-
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и коммуникативной инициативы по теме проекта;
-
Апробировать метод проектов, направленный на развитие творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей детей с подтвержденным диагнозом ОВЗ средствами театрального искусства.
-
Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);
-
Поддерживать желание принимать участие, в проекте используя импровизационные умения, приобретенные самостоятельно;
-
Поддерживать стремления искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию. Развивать способности анализировать, делать выводы. Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
-
Развивать различные анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный;
-
Развивать эмоционально-волевую сферу, коррекцию поведения.
1.3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
-
Повысится уровень художественно-эстетического и эмоционального развития воспитанников (восприятие литературных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и содействие главным героям);
-
Пополнится и систематизируется методическое обеспечение учреждения по театрализованной деятельности (дидактический материал: игры, познавательная и художественная литература);
-
Активизируется познавательная деятельность воспитанников (умение думать, анализировать, классифицировать, делать выводы);
-
Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями (законными представителями), педагогами и специалистами;
-
Активизируется педагогическое и культурное сознание родителей, педагогов и специалистов для создания единой информационной проектной среды ДОУ;
-
Активизируется поддержка воспитания и обучения воспитанников с ОВЗ с учетом использования информационно-коммуникативных технологий;
-
Повысится уровень профессионального мастерства педагогов;
-
Расширятся знания детей о театре, его структуре и видах;
-
Усилиться возможность самореализации каждого ребенка в условиях данного вида деятельности, с учётом его игровых предпочтений и интересов;
-
Активизируется самостоятельные проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к другим в условиях театрализованной деятельности.
Показателями оценки результативности являются:
1. Развитие психологических процессов (внимание, память, воображение, мышление, восприятие) воспитанников с ОВЗ.
2. Развитие навыков связной речи каждого ребенка и совершенствование речевого аппарата;
3. Развитие умение выразить характер образа, персонажа с помощью мимики, жестов, пластики и интонации; умение вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
4. Умение комбинировать образы, доверять интуиции, использовать смекалку, изобретательность и импровизацию;
5. Умение различать ситуации в процессе чтения литературных произведений, умение самостоятельно выбирать произведение для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декорации, умение распределять между собой роли и обязанности;
6. Умение использовать различные виды театра в проекте; умение применять полученные навыки и представления в самостоятельной творческой деятельности;
Таким образом: Дошкольники с подтвержденным диагнозом ОВЗ, овладевают различными средствами эмоциональной выразительности и могут их использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками в театрализованной деятельности.
1.4. Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, непрерывная образовательная деятельность; экскурсии, целевые прогулки, тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры, логоритмика, пантомимы. мастер-классы, флешмоб
Формы работы с родителями: семейные вечера, театральные гостиные, консультации; праздники; совместные досуговые мероприятия.
1.5.Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, творческие работы; создание мини-музея, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; диагностирование.
2. Этапы работы над проектом:
Предварительный этап, форма работы – внеучебная:
— Изучение литературы, разработка проекта, сбор информации: подбор фотографий, иллюстраций, для самостоятельных игр и творчества.
— Создание условий для проекта: организовать уголок детского творчества, уголок для экспериментирования, моделирования;
— Разработка перспективного плана реализации мероприятий;
— Диагностирование детей;
— Проведение родительского собрания, анкетирование родителей
Практический этап, форма работы – учебная;
— Реализация проекта согласно перспективному плану мероприятий с детьми и родителями;
— Изготовление информационных стендов, папок передвижек;
— Проведение открытых просмотров, с приглашением родителей для участия в праздниках и развлечениях;
— Консультации, родительские посиделки, мастер классы, конференции, театральные гостиные.
Продукт: конспекты проектной деятельности, игры-драматизации, сценарии досуговых мероприятий, подбор художественной литературы, атрибутов и костюмов к различным видом театра, организация выставки «Театр глазами детей», творческие работы дошкольников, создание мини-музея «Театральная гостиная» и фотоальбома«Театр в ДОУ»;
Заключительный этап, форма работы – внеучебная:
— Диагностирование детей;
— Презентация результатов проектной деятельности;
№п/п |
Название проектной деятельности |
Содержание проектной деятельности |
1 |
Логоритмика» |
Постановка Сказки «Лиса и Волк» |
2 |
Флешмоб |
Постановка «Дикари» |
3 |
Снимаем кино |
Презентация театральных профессий» — «Кастинг театральных профессий» — «Детская фотосессия» — «Лица нашего театра» |
4 |
В гости к сказкам |
-Работа над образом. — «Оживление картинки» — «Рисуем сказки» |
5 |
«Здравствуй настроение» |
Беседы с детьми — Игры-этюды с использованием личного опыта дошкольников. — Детское интервью «Взрослые настроения. — Арома- терапия, дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры для снятия напряжения - Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации. |
6 |
Семейный театр |
-Подготовка постановки спектакля ( прочтение сказки, распределение ролей, работа над чувствами, работа над образом, работа над эмпатийным поведением, премьера спектакля, обсуждение) -Постановка « Вместе весело всегда» |
3.Оценка результатов данного проекта проводиться по 3-м направлениям:
Первое направление — работа с педагогами,
Второе направление проектная деятельность с детьми,
Третье направление – работа с родительской общественностью.
1. Оценка качества деятельности педагогов оценивается руководителями творческого проекта при непосредственном посещении проектной деятельности, изучении и анализе проводимых мероприятий.
2. Оценка развития и творческой активности воспитанников отслеживается через беседы с детьми, наблюдения, выступления детей на открытых мероприятиях, конкурсных показах, а также через беседы с воспитателями и родителями.
3. По окончании каждого этапа проекта проводиться родительские посиделки, анкетирование по оценке эффективности проекта.
На этих мероприятиях педагоги рассказывают, как надо играть с ребенком, учат родителей перевоплощаться в сказочных героев и вести диалог с ребенком с ОВЗ от его имени. Такие уроки для родителей помогают им увидеть, как многообразен внутренний мир ребенка, как важно единение со всеми члены семьи. Это объединяет семью и родители по- новому открывают себя друг другу.