Вы можете оставить мнение о нашей образовательной организации. Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR - код.
Вы можете оставить мнение о нашей образовательной организации. Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR - код.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16 г.Красноармейска Саратовской области"

412804, Саратовская область, г.Красноармейск, 5 микрорайон, д.48

Телефон

8(845-50)2-71-81

8(84550)2-71-50

Эл. почта dou16.filippova@yandex.ru

                       МБДОУ "Детский сад № 16                              

             г.Красноармейска Саратовской области"   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №16 Г.КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
 

Проект

«Влияние театра на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника с подтвержденным диагнозом ОВЗ»

Автор проекта:

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска»

Бочарова Анна Николаевна

 

2019

«Влияние театра на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

с подтвержденным диагнозом ОВЗ»

Оглавление

  1. Список литературы………………………………………………………………………..3

    1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки……...…...4

    2. Сроки, цель и задачи проекта.……………………………………………………………6

    3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта……………………………….7

    4. Формы и методы реализации проекта……………………………………………….…..8

    5. Методы работы …………………………………………………………………….…..….8

  2. Этапы работы над проектом……………………………………………………….….….9

  3. Оценка результатов данного проекта…………………………………………….….….11

 

1.Список литературы

1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.

2. Некрасова Л.М. «Театральная культура» Рекомендовано Министерством образования и науки Р.Ф Москва «Просвещение», 2005 г

3. Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. «Школа творчества» М.: ВЦХТ, 1998 г. Рекомендовано отделом дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

4. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 г. Допущено Министерством образования и науки Р.Ф. в качестве учебно-методического пособия.

5. Чистякова М. И. «Психогимнастика» Москва Просвещение 1990 г.

6. «Я вхожу в мир искусств» Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей - М,: ВЦХТ, 2000 г.

7. Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу» ЛИНКА - ПРЕСС, 1999 г.

8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе» М.: Школьная пресса 2000 г.

9. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М., 1991 г.

10. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» -Л.: Искусство, 1967 г.

11. Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании младших школьников» - М.: 1975 г.

12. Немировский А. «Пластическая выразительность актера» - М.: 1976год

13. «Праздники в детском саду» М.: ЛИНКА - ПРЕСС 2001 г.

14. Пикулева Н «Слово на ладошке» М.: «Просвещение» 1997 г.

15. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М. 1998 г.

16. Пименов В. А. «Театр на ладошке» Воронежский госуниверситет. 1998г.

17. Торшилова Е. М. Морозова Т. В. «Эстетические способности дошкольников, теория и диагностика» - М, 1994 г.


 

     1.1.  Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.

Современное общество не стремиться дать детям способность чувствовать, думать и творить. Современные дети (в том числе и с отклонениями в здоровье ) знают гораздо больше, чем их сверстники в недалеком прошлом, но чаще всего они проявляют равнодушие к окружающему, их интересы ограничены, а игры однообразны, скучны. Эти дети меньше общаются, не развиваются психическое и социальное развитие личности ребенка, больше уделяют время компьютеру, который им заменяет социализацию, они смотрят на мир без удовольствия и особого интереса.

Так же есть место быть и другой немаловажной проблеме. В период психологической адаптации к школе, у ребенка с отклонениями в здоровье возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У подобных детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Сама природа ребенка дает возможность развернуть театр, как уникальную развивающую модель. Ребенок приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог. В разные времена театральные действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Наш проект позволяет нам раскрыть позволяет способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое расширяет и обогащает его. Наши дети начинают чувствовать, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Они учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Сверхзадача предлагаемой модели развития творческих способностей детей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой и опорой от социальных и межличностных противостояний.

Что такое театр для детей с отклонениями в здоровье? Это жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Мы подобрали в наш театральный коллектив, детей которые помогут ребенку с ОВЗ эмоциональную защиту и психологический комфорт. Этот проект не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Поэтому театрализованная деятельность дает шанс маленькому человеку спокойно и достойно перейти от младшего школьного возраста, к более сложному среднему и старшему. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс дошкольного учреждения. Это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир вместе со сверстниками, педагогами и родителями (законными представителями), воплощая новые знания в реальные продукты.

Наблюдая за тем как дети могут раскрывать свои способности в театрализованной постановки нами был разработан проект «Влияние театра на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника с подтвержденным диагнозом ОВЗ»Так как театр, располагая большими возможностями, воздействует целым комплексом средств на развитие ребенка. Художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка—всё это вместе взятое помогает детям соприкоснуться с настоящими художественными творениями. В театре ребенок учится примерам дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Театр, как синтетический вид искусства помогает раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка, давая ему возможность адаптироваться в социальной среде. Ведь именно синтез различных видов искусств, которые объединяются в театре, помогут каждому ребенку проявить свои скрытые эмоции, творческие и интеллектуальные способности.Использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышения их профессиональной компетентности как следствии, повышения качества образовательного процесса в ДОУ


 


 

1.2. Сроки , цель и задачи проекта.

Продолжительность: 14.01.- 25.01.2019 -Краткосрочный

Участники проекта:

Автор-проекта: Учитель-логопед Бочарова А.Н

Дети дошкольного возраста, с подтвержденным диагнозом ОВЗ,

Воспитатель Чернова Л.В

Новизна и практическая ценность исследования  заключается в разработке и апробации проекта, связанного с театральной деятельностью детей, с подтвержденным диагнозом ОВЗ дошкольного возраста, развитие познавательной  и творческой активности, эмоционально-волевой сферы, а так же организации преемственности и взаимодействия со специализированными театральными кружками в рамках данной проектной деятельности.

 

Цель проекта - создание творческой, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с подтвержденным диагнозом ОВЗ, разработка и внедрение в группах старших дошкольников проектной театрализованной деятельности, с учетом интеграции разных видов областей средствами театрального искусства.

 

Задачи проекта:

  1. Систематизировать  знания детей по теме проекта, стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;

  2. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и коммуникативной инициативы по теме проекта;

  3. Апробировать метод проектов, направленный на развитие творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей детей с подтвержденным диагнозом ОВЗ средствами театрального искусства. 

  4. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);

  5. Поддерживать желание принимать участие, в проекте используя импровизационные умения, приобретенные самостоятельно;

  6. Поддерживать стремления искать выразительные средства для создания образа персонажа,  используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию. Развивать способности анализировать, делать выводы. Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).

  7. Развивать различные анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный;

  8. Развивать эмоционально-волевую сферу, коррекцию поведения.

 

 

1.3.         Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

  1. Повысится уровень художественно-эстетического и эмоционального развития воспитанников (восприятие литературных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и  содействие главным героям);

  2. Пополнится и систематизируется методическое обеспечение учреждения по театрализованной деятельности (дидактический материал: игры, познавательная и художественная литература);

  3. Активизируется познавательная деятельность воспитанников (умение думать, анализировать, классифицировать, делать выводы);

  4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями (законными представителями), педагогами и специалистами;

  5. Активизируется  педагогическое и культурное сознание родителей, педагогов и специалистов для создания единой информационной проектной среды ДОУ;

  6. Активизируется поддержка воспитания и обучения воспитанников с ОВЗ с учетом использования информационно-коммуникативных технологий;

  7. Повысится уровень профессионального мастерства педагогов;

  8. Расширятся знания детей о театре, его структуре и видах;

  9. Усилиться возможность самореализации каждого ребенка в условиях данного вида деятельности, с учётом его игровых предпочтений и интересов;

  10. Активизируется самостоятельные проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к другим в условиях театрализованной деятельности.

 

Показателями оценки результативности являются:

1.  Развитие психологических процессов (внимание, память, воображение, мышление, восприятие) воспитанников с ОВЗ.

2. Развитие навыков связной речи каждого ребенка и совершенствование речевого аппарата;

3. Развитие умение выразить характер образа, персонажа с помощью мимики, жестов, пластики и интонации; умение вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

4. Умение комбинировать образы, доверять интуиции, использовать смекалку, изобретательность и импровизацию;

5. Умение различать ситуации в процессе чтения литературных произведений, умение самостоятельно выбирать произведение для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декорации, умение распределять между собой роли и обязанности;

6. Умение использовать различные виды театра в проекте; умение применять полученные навыки и представления в самостоятельной творческой деятельности;

Таким образом: Дошкольники с подтвержденным диагнозом ОВЗ, овладевают различными средствами эмоциональной  выразительности и могут  их использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками в театрализованной деятельности.

1.4. Формы и методы реализации проекта:

    Формы работы с детьми:

Тематическая, музыкальная, интегрированная, непрерывная образовательная деятельность; экскурсии, целевые прогулки, тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры, логоритмика, пантомимы. мастер-классы, флешмоб

Формы работы с родителями: семейные вечера, театральные гостиные, консультации; праздники; совместные досуговые мероприятия.

 

1.5.Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, творческие работы; создание мини-музея, презентации по теме проекта;

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ;  слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; диагностирование.

 

2. Этапы работы над проектом:

Предварительный этап, форма работы – внеучебная:

— Изучение литературы, разработка проекта, сбор информации: подбор фотографий, иллюстраций, для самостоятельных игр и творчества.

— Создание условий для проекта: организовать уголок детского творчества, уголок для экспериментирования, моделирования;

— Разработка перспективного плана реализации мероприятий;

— Диагностирование детей;

— Проведение родительского собрания, анкетирование родителей

Практический этап, форма работы – учебная;

— Реализация проекта  согласно перспективному плану мероприятий с  детьми и родителями;

— Изготовление информационных стендов, папок передвижек;

— Проведение открытых просмотров, с приглашением родителей для участия в праздниках и развлечениях;

— Консультации, родительские посиделки, мастер классы, конференции, театральные гостиные.

Продукт: конспекты проектной деятельности, игры-драматизации, сценарии досуговых мероприятий, подбор художественной литературы, атрибутов и костюмов к различным видом театра, организация выставки «Театр глазами детей», творческие работы дошкольников, создание мини-музея «Театральная гостиная» и фотоальбома«Театр в ДОУ»;

Заключительный этап, форма работы – внеучебная:

— Диагностирование детей;

— Презентация результатов проектной  деятельности;

№п/п

Название проектной деятельности

Содержание проектной деятельности

1

Логоритмика»

Постановка Сказки «Лиса и Волк»

2

Флешмоб

Постановка «Дикари»

3

Снимаем кино

Презентация театральных профессий»

— «Кастинг театральных профессий»

— «Детская фотосессия»

— «Лица нашего театра»

4

В гости к сказкам

-Работа над образом.

— «Оживление картинки»

— «Рисуем сказки»

5

«Здравствуй настроение»

Беседы с детьми

— Игры-этюды с использованием личного опыта дошкольников.

— Детское интервью «Взрослые настроения.

— Арома- терапия, дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры для снятия напряжения

- Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации.

6

Семейный театр

-Подготовка постановки спектакля ( прочтение сказки, распределение ролей, работа над чувствами, работа над образом, работа над эмпатийным поведением, премьера спектакля, обсуждение)

-Постановка « Вместе весело всегда»


 

3.Оценка результатов данного проекта проводиться по 3-м направлениям:

Первое направление  — работа с педагогами,

 Второе направление проектная деятельность с детьми, 

Третье направление – работа с родительской общественностью.

1. Оценка качества деятельности педагогов оценивается руководителями творческого проекта при непосредственном посещении проектной деятельности, изучении и анализе проводимых мероприятий.

2. Оценка развития и творческой активности воспитанников отслеживается через беседы с детьми, наблюдения, выступления детей на открытых мероприятиях, конкурсных показах, а также через беседы с воспитателями и родителями.

3. По окончании каждого этапа проекта проводиться родительские посиделки, анкетирование по оценке эффективности проекта.

На этих мероприятиях педагоги рассказывают, как надо играть с ребенком, учат родителей перевоплощаться в сказочных героев и  вести диалог с ребенком с ОВЗ от его имени. Такие уроки для родителей помогают им увидеть, как многообразен внутренний мир ребенка, как важно единение со всеми члены семьи. Это объединяет семью и родители  по- новому открывают себя друг другу.